Путь регионального оператора: три главных препятствия при обращении с ТКО на местах, с которыми сталкивается компания
Сбор, транспортирование, обработка и захоронение твердых коммунальных отходов (ТКО) перешли в ведение региональных операторов в 2019 году. Но многие проблемы, которые были еще до начала реформы, так и остались не решенными.
Чтобы эффективно справиться с поставленными задачами, оператор должен решить сразу несколько задач в своем регионе: собрать информацию, наладить контроль за транспортом и работу инфраструктуры, чтобы в итоге минимизировать объемы отходов для захоронения. Как работает система и с какими типичными проблемами сталкиваются региональные операторы, рассказали в УК «ПЖКХ», которая с 2019 года является одним из двух региональных операторов Республики Татарстан.
Справка: Региональный оператор УК «ПЖКХ» осуществляет свою деятельность в Западной зоне Татарстана, на территории г. Казани и 21 района республики, где проживает более 2 млн человек. Всего на территории Западной зоны установлено 35 928 евроконтейнеров, 885 контейнеров для раздельного сбора отходов.
Отсутствие необходимой инфраструктуры – контейнерных площадок.
Работу регионального оператора сильно затрудняет отсутствие оборудованных контейнерных площадок и неудовлетворительное состояние подъездных путей к местам накопления отходов. Как правило, в районах Западной зоны Татарстана количество контейнерных площадок не соответствует численности их пользователей. В некоторых районах, например, Лаишевском, контейнерные площадки отсутствуют полностью. Регоператор неоднократно обращался в администрацию данного района по этому острому вопросу. Но проблема с установкой КП так и не сдвинулась с мертвой точки. При этом претензии жителей в большинстве случаев направлены в сторону УК «ПЖКХ», в то время как установка и содержание контейнерных площадок в частном секторе – прямая обязанность муниципалитетов, на территориях ИЖС – управляющих организаций.
Здесь же стоит обратить внимание на то, что, к примеру, в Казани наблюдаются следующие проблемы: нехватка контейнерных площадок, несоответствие КП нормам СанПиН, неудовлетворительное содержание мест сбора твердых коммунальных отходов, деятельность «серых возчиков», отсутствие работы дворников либо клининговых компаний на территориях мест складирования ТКО. Содержание в чистоте территорий мест накопления ТКО – зона ответственности муниципалитетов и управляющих компаний. Регоператор несет ответственность за ТКО только с момента попадания отходов в мусоровоз (и осуществляет подбор отходов, которые рассыпались, если это произошло во время погрузки содержимого контейнера в мусоровоз).
Со стороны управляющих компаний МКД не осуществляется работа по приведению площадок к стандартам раздельного сбора отходов – отсутствует визуальное разделение для пользователя. Администрации и управляющие организации недостаточно информируют население о правилах и порядке накопления отходов. Для удобства граждан данный вопрос решается силами УК «ПЖКХ» за счет собственных средств компании. В течение апреля-мая по инициативе регоператора на контейнерах появятся таблички с рекомендациями, касающимися сортировки отходов по отдельным бакам в зависимости от их вида. К примеру, в желтый контейнер жителям предлагается складировать пластик, металл, макулатуру и стекло, которые пойдут на вторичную переработку, а в зеленый помещать все остальные виды твердых коммунальных отходов.
Немаловажной проблемой для Западной зоны Татарстана является и отсутствие утвержденной схемы размещения мест (площадок) накопления ТКО и реестра этих площадок. Данная работа – задача муниципалитетов. Однако, понимая значимость задачи, УК «ПЖКХ» с 2022 года приступила к составлению реестра контейнерных площадок совместно с исполнительными комитетами Западной зоны Татарстана. Основная цель оцифровки данных – получить полное представление обо всех контейнерных площадках в зоне работы регионального оператора, владеть актуальной информацией об объемах заполняемости и видах выбрасываемых отходов. В настоящее время работа по составлению реестра завершена в столице Татарстана. Аналогичная работа по районам РТ завершится летом 2023 года. Данные по контейнерным площадкам Западной зоны Республики Татарстан (г. Казань и 21 район) будут размещены на сайте регионального оператора УК «ПЖКХ» (https://clcity.ru) и в официальных интернет-источниках исполнительных комитетов муниципальных образований. Жители смогут ознакомиться с информацией о наличии действующих площадок и графиками вывоза с них коммунальных отходов.
Массовое и систематическое складирование в контейнеры для ТКО и на площадки все подряд: строительные отходы, ветки, шины, старую мебель
В настоящее время огромной проблемой для регоператора является накопление в емкостях для ТКО и у контейнерных площадок отходов, не относящихся к ТКО/КГО. В частности, это отходы от содержания зеленых насаждений (ветки, листва, древесные остатки), строительные отходы (бетон, кирпичи, несущие конструкции, смеси, лакокрасочные изделия), отходы автосервисов (использованные запчасти, покрышки, технические жидкости).
В соответствии с действующим законодательством, строительные отходы не относятся к категории твердых коммунальных отходов и не включены в тариф коммунальной услуги «Обращение с ТКО». Однако сброс строительных отходов на контейнерные площадки не является редкостью, что неудивительно, поскольку администрации районов не проводят разъяснительной работы с гражданами по данному вопросу. Региональному оператору УК «ПЖКХ» приходится вести эту работу своими силами через средства массовой информации. Регоператор регулярно напоминает, что выбрасывать строительные отходы на контейнерные площадки запрещено и что именно это во многих случаях может стать причиной срыва вывоза отходов и образования перенакоплений на контейнерных площадках.
Виновниками образования несанкционированных навалов становятся как физические, так и юридические лица, подбрасывающие собственные строительные отходы на муниципальные контейнерные площадки.
Также УК «ПЖКХ» еще раз напоминает, что ветки, листву, ботву, спилы деревьев не допускается выбрасывать в баки на контейнерных площадках. Для утилизации данных видов отходов необходимо обратиться к региональному оператору, в управляющую компанию или в компанию, которая имеет лицензию на транспортирование отходов V класса опасности. При обращении в УК «ПЖКХ» необходимо заключить договор, после чего компания установит бункер, в который можно будет складировать данные виды отходов.
Аналогичным образом обстоит дело и с автомобильными шинами. Отработанные шины и автомобильные камеры не относятся к твердым коммунальным отходам, а входят в IV класс опасности, поскольку разлагаются примерно 150 лет. Данный вид отходов запрещено складировать в местах сбора ТКО. За утилизацию шин несет ответственность их собственник. Автопокрышки необходимо сдавать в специализированные организации для их дальнейшей утилизации. Однако случаи, когда граждане складируют изношенные шины в емкости для ТКО, весьма нередки.
Бесконтрольная работа «серых возчиков»
Еще одной причиной перенакопления на контейнерных площадках отходов, не относящихся к ТКО, является деятельность так называемых «серых возчиков». К примеру, граждане, оплачивающие услугу вывоза строительных отходов компаниям, не имеющим соответствующей лицензии, сами того не подозревая, становятся заложниками нелегальных схем. Получив оплату, «серые возчики» сбрасывают строительные отходы на ближайшие контейнерные площадки либо в лес или овраг. Бесконтрольная работа «серых возчиков», в результате которой образуются стихийные перенакопления в емкостях и навалы в местах накопления ТКО (в том числе отходов, к ТКО не относящихся) – огромная проблема не только для регоператора, но и для государственных органов. Однако введенный мораторий не позволяет применять к «серым возчикам» санкции.
Что делает региональный оператор сейчас:
В рамках программы обновления автопарка УК «ПЖКХ» начала поэтапную закупку спецтехники. До конца лета 2023 года планируется подключение к работе 45 единиц мусоровывозящей техники, предназначенной для сбора, уплотнения, транспортирования, разгрузки ТКО в местах обработки и размещения отходов. 13 новых мусоровозов уже введено в эксплуатацию в апреле 2023 года.
УК «ПЖКХ» совместно с управляющими компаниями Казани проводит работу по замене сломанных и устаревших металлических контейнеров 0,75 м³ на новые евро 1,1 м³, а также производит установку сетчатых баков для раздельного сбора отходов.
В 2023 году установлено:
– 416 евроконтейнеров (273 шт. – в Казани, 179 шт. – в районах Западной зоны РТ);
– 252 контейнеров-сеток для сбора ВМР (246 шт. – в Казани, 6 шт. – в районах Западной зоны РТ).
Во избежание образования навалов и перенакоплений регоператор производит корректировку графиков вывоза ТКО и дополнительную установку емкостей на проблемные контейнерные площадки с учетом потребности. Некоторые места накопления отходов обслуживаются два и более раз в сутки.
Несмотря на падение закупочных цен на переработанное вторичное сырье, УК «ПЖКХ» продолжает развивать сортировку отходов и внедрение системы раздельного сбора отходов. Только за 1-й квартал 2023 года было отсортировано более 600 тонн ВМР.
В настоящее время в Казани действует 869 контейнеров для раздельного сбора отходов. В планах на 2023 год – установка 730 шт.
Чтобы эффективно справиться с поставленными задачами, оператор должен решить сразу несколько задач в своем регионе: собрать информацию, наладить контроль за транспортом и работу инфраструктуры, чтобы в итоге минимизировать объемы отходов для захоронения. Как работает система и с какими типичными проблемами сталкиваются региональные операторы, рассказали в УК «ПЖКХ», которая с 2019 года является одним из двух региональных операторов Республики Татарстан.
Справка: Региональный оператор УК «ПЖКХ» осуществляет свою деятельность в Западной зоне Татарстана, на территории г. Казани и 21 района республики, где проживает более 2 млн человек. Всего на территории Западной зоны установлено 35 928 евроконтейнеров, 885 контейнеров для раздельного сбора отходов.
Отсутствие необходимой инфраструктуры – контейнерных площадок.
Работу регионального оператора сильно затрудняет отсутствие оборудованных контейнерных площадок и неудовлетворительное состояние подъездных путей к местам накопления отходов. Как правило, в районах Западной зоны Татарстана количество контейнерных площадок не соответствует численности их пользователей. В некоторых районах, например, Лаишевском, контейнерные площадки отсутствуют полностью. Регоператор неоднократно обращался в администрацию данного района по этому острому вопросу. Но проблема с установкой КП так и не сдвинулась с мертвой точки. При этом претензии жителей в большинстве случаев направлены в сторону УК «ПЖКХ», в то время как установка и содержание контейнерных площадок в частном секторе – прямая обязанность муниципалитетов, на территориях ИЖС – управляющих организаций.
Здесь же стоит обратить внимание на то, что, к примеру, в Казани наблюдаются следующие проблемы: нехватка контейнерных площадок, несоответствие КП нормам СанПиН, неудовлетворительное содержание мест сбора твердых коммунальных отходов, деятельность «серых возчиков», отсутствие работы дворников либо клининговых компаний на территориях мест складирования ТКО. Содержание в чистоте территорий мест накопления ТКО – зона ответственности муниципалитетов и управляющих компаний. Регоператор несет ответственность за ТКО только с момента попадания отходов в мусоровоз (и осуществляет подбор отходов, которые рассыпались, если это произошло во время погрузки содержимого контейнера в мусоровоз).
Со стороны управляющих компаний МКД не осуществляется работа по приведению площадок к стандартам раздельного сбора отходов – отсутствует визуальное разделение для пользователя. Администрации и управляющие организации недостаточно информируют население о правилах и порядке накопления отходов. Для удобства граждан данный вопрос решается силами УК «ПЖКХ» за счет собственных средств компании. В течение апреля-мая по инициативе регоператора на контейнерах появятся таблички с рекомендациями, касающимися сортировки отходов по отдельным бакам в зависимости от их вида. К примеру, в желтый контейнер жителям предлагается складировать пластик, металл, макулатуру и стекло, которые пойдут на вторичную переработку, а в зеленый помещать все остальные виды твердых коммунальных отходов.
Немаловажной проблемой для Западной зоны Татарстана является и отсутствие утвержденной схемы размещения мест (площадок) накопления ТКО и реестра этих площадок. Данная работа – задача муниципалитетов. Однако, понимая значимость задачи, УК «ПЖКХ» с 2022 года приступила к составлению реестра контейнерных площадок совместно с исполнительными комитетами Западной зоны Татарстана. Основная цель оцифровки данных – получить полное представление обо всех контейнерных площадках в зоне работы регионального оператора, владеть актуальной информацией об объемах заполняемости и видах выбрасываемых отходов. В настоящее время работа по составлению реестра завершена в столице Татарстана. Аналогичная работа по районам РТ завершится летом 2023 года. Данные по контейнерным площадкам Западной зоны Республики Татарстан (г. Казань и 21 район) будут размещены на сайте регионального оператора УК «ПЖКХ» (https://clcity.ru) и в официальных интернет-источниках исполнительных комитетов муниципальных образований. Жители смогут ознакомиться с информацией о наличии действующих площадок и графиками вывоза с них коммунальных отходов.
Массовое и систематическое складирование в контейнеры для ТКО и на площадки все подряд: строительные отходы, ветки, шины, старую мебель
В настоящее время огромной проблемой для регоператора является накопление в емкостях для ТКО и у контейнерных площадок отходов, не относящихся к ТКО/КГО. В частности, это отходы от содержания зеленых насаждений (ветки, листва, древесные остатки), строительные отходы (бетон, кирпичи, несущие конструкции, смеси, лакокрасочные изделия), отходы автосервисов (использованные запчасти, покрышки, технические жидкости).
В соответствии с действующим законодательством, строительные отходы не относятся к категории твердых коммунальных отходов и не включены в тариф коммунальной услуги «Обращение с ТКО». Однако сброс строительных отходов на контейнерные площадки не является редкостью, что неудивительно, поскольку администрации районов не проводят разъяснительной работы с гражданами по данному вопросу. Региональному оператору УК «ПЖКХ» приходится вести эту работу своими силами через средства массовой информации. Регоператор регулярно напоминает, что выбрасывать строительные отходы на контейнерные площадки запрещено и что именно это во многих случаях может стать причиной срыва вывоза отходов и образования перенакоплений на контейнерных площадках.
Виновниками образования несанкционированных навалов становятся как физические, так и юридические лица, подбрасывающие собственные строительные отходы на муниципальные контейнерные площадки.
Также УК «ПЖКХ» еще раз напоминает, что ветки, листву, ботву, спилы деревьев не допускается выбрасывать в баки на контейнерных площадках. Для утилизации данных видов отходов необходимо обратиться к региональному оператору, в управляющую компанию или в компанию, которая имеет лицензию на транспортирование отходов V класса опасности. При обращении в УК «ПЖКХ» необходимо заключить договор, после чего компания установит бункер, в который можно будет складировать данные виды отходов.
Аналогичным образом обстоит дело и с автомобильными шинами. Отработанные шины и автомобильные камеры не относятся к твердым коммунальным отходам, а входят в IV класс опасности, поскольку разлагаются примерно 150 лет. Данный вид отходов запрещено складировать в местах сбора ТКО. За утилизацию шин несет ответственность их собственник. Автопокрышки необходимо сдавать в специализированные организации для их дальнейшей утилизации. Однако случаи, когда граждане складируют изношенные шины в емкости для ТКО, весьма нередки.
Бесконтрольная работа «серых возчиков»
Еще одной причиной перенакопления на контейнерных площадках отходов, не относящихся к ТКО, является деятельность так называемых «серых возчиков». К примеру, граждане, оплачивающие услугу вывоза строительных отходов компаниям, не имеющим соответствующей лицензии, сами того не подозревая, становятся заложниками нелегальных схем. Получив оплату, «серые возчики» сбрасывают строительные отходы на ближайшие контейнерные площадки либо в лес или овраг. Бесконтрольная работа «серых возчиков», в результате которой образуются стихийные перенакопления в емкостях и навалы в местах накопления ТКО (в том числе отходов, к ТКО не относящихся) – огромная проблема не только для регоператора, но и для государственных органов. Однако введенный мораторий не позволяет применять к «серым возчикам» санкции.
Что делает региональный оператор сейчас:
В рамках программы обновления автопарка УК «ПЖКХ» начала поэтапную закупку спецтехники. До конца лета 2023 года планируется подключение к работе 45 единиц мусоровывозящей техники, предназначенной для сбора, уплотнения, транспортирования, разгрузки ТКО в местах обработки и размещения отходов. 13 новых мусоровозов уже введено в эксплуатацию в апреле 2023 года.
УК «ПЖКХ» совместно с управляющими компаниями Казани проводит работу по замене сломанных и устаревших металлических контейнеров 0,75 м³ на новые евро 1,1 м³, а также производит установку сетчатых баков для раздельного сбора отходов.
В 2023 году установлено:
– 416 евроконтейнеров (273 шт. – в Казани, 179 шт. – в районах Западной зоны РТ);
– 252 контейнеров-сеток для сбора ВМР (246 шт. – в Казани, 6 шт. – в районах Западной зоны РТ).
Во избежание образования навалов и перенакоплений регоператор производит корректировку графиков вывоза ТКО и дополнительную установку емкостей на проблемные контейнерные площадки с учетом потребности. Некоторые места накопления отходов обслуживаются два и более раз в сутки.
Несмотря на падение закупочных цен на переработанное вторичное сырье, УК «ПЖКХ» продолжает развивать сортировку отходов и внедрение системы раздельного сбора отходов. Только за 1-й квартал 2023 года было отсортировано более 600 тонн ВМР.
В настоящее время в Казани действует 869 контейнеров для раздельного сбора отходов. В планах на 2023 год – установка 730 шт.